- Родительская категория: ROOT
- Категория: Полезные статьи.
Воспитание детей при помощи сказок.
Сказкотерапия - это один из видов психологического развития личности. С помощью таких одновременно простых и сложных произведений, как сказки, мы можем помочь нашей личности раскрыть свои творческие потенциалы и изменить наше сознание.
Это одновременно и лечение души и борьба с нашими страхами и переживаниями. Кому-то, конечно, этот метод покажется не серьезным, но это первичное ошибочное мнение.
Ведь вовремя рассказанная сказка трудному ребенку или ребенку, испытывающему страх к чему-либо, или неуверенному в себе и своих силах – это своеобразная терапия.
Анализ сюжета, проецирование его на себя, вытягивание откровений через образы героев - вот главная цель сказкотерапии. Ребенок, скорее всего, не согласится раскрыть вам все свои тайны, но предложив ему придумать сказку про себя, про свою семью, сказку с счастливым или наоборот с не очень счастливым концом - и он вам откроется как личность. Наружу выйдут все его тайны, которые были спрятаны в уголки бессознательного.
В данном направлении психологии уже есть целый сборник сказок, направленный на терапию определенных заболеваний.
Это:
1.Сказки для детей, которые испытывают страхи (страх темноты, боязнь медицинских работников, чужих людей или животных).
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4.Сказки для детей, страдающие проблемой с питанием. Имеющих заболевание, например, энурез и т.п.
5. Сказки для детей, которые столкнулись с разводом родителей, с появлением нового члена семьи и другими семейными проблемами.
6. Сказки для детей, которые столкнулись со смертью близких людей или любимых животных.
Содержание данных сказок вы можете найти на просторах интернета. Но можете и придумать самостоятельно. Однако необходимо помнить, что от взрослого, применяемого сказкотерапию, требуется следующее:
- Должна присутствовать эмоциональность рассказчика;
- Ребенок должен сидеть напротив вас и видеть ваши жесты, лицо, мимику и взгляд;
- А также не допускайте длинных пауз в рассказе.
Еще необходимо помнить, что и само содержание сказки требует к себе тщательной проверки:
- Во-первых, сказку необходимо выбирать, опираясь на возрастные особенности;
- Во-вторых, ее содержание не должно иметь в себе правильного готового ответа для решения проблемы. Лучше после прочтения задать ребенку наводящие вопросы, чтобы он самостоятельно построил причинно-следственные связи;
- в-третьих, сказка должна содержать суть актуальной проблемы для отдельно взятого ребенка.
Пусть ваш ребенок сам станет героем сказки. Например, если ваш ребёнок боится собак, придумайте с ним вместе сказку, о приобретении им щенка, который никогда его не обидит, а наоборот всегда будет его защищать, веселить и в конечном итоге становится его лучшим другом.
После прослушивания и анализа содержания сказки, предложите ребенку нарисовать ее сюжет или используйте в этих целях песочную анимацию. Весь этот процесс расслабляет ребенка и влияет на его сознание, он сам не поймет, как его жизнь начнет меняться, ведь с помощью сказкотерапии мы запускаем механизм изменения психики и личности.
Какие книги выбрать для сказкотерапии.
После 3 лет у детей формируется образное мышление, они могут уже фантазировать. Им можно предлагать более сложные волшебные сказки.
Помимо возраста, книги можно разделить по назначению:
Если вы хотите научить ребенка смелости, читайте ему сказку «О трусливом зайце», сказки про Ивана Царевича.
Если цель — воспитать в ребенке щедрость и борьбу с жадностью — «Сказку о рыбаке и рыбке», «Золотую антилопу», «Морозко».
Сказки о приучении к чистоте — «Мойдодыр», «Федорино горе».
Если у ребенка проблемы с самооценкой, читайте ему «Гадкого утенка».
Вот и все, что я хотела рассказать вам о сказкотерапии для детей раннего возраста.
***