Застенчивость у детей. Как с ней бороться?

Как известно, фундаментальные черты характера закладываются еще в раннем детстве, во всяком случае – в дошкольном возрасте. Каким будет взрослый человек, насколько социабельным, полезным для общества – всё это определяется на самых ранних этапах его развития и зависит от многих факторов, среди которых, помимо врожденных качеств, значительное место занимают психологические условия его формирования.

Если старшие вовремя не заметят нежелательных свойств ребенка, не примут меры по их коррекции, то эти черты могут закрепиться в его характере и доставить немало трудностей при дальнейшем взрослении и неизбежной социализации.
 Итак, застенчивость… Маленького, 2-3-летнего ребенка выводят во двор погулять, пообщаться с другими детьми. Заметив нового товарища по играм, дети устремляются к нему, а он – бежит от них… В доме появляется взрослый человек – знакомый родителей; он хочет поговорить с малышом, а тот – мучительно краснеет, опускает взгляд в пол и даже – где-нибудь прячется. В детском саду такой ребенок чувствует себя неуверенно, некомфортно, избегает общения со сверстниками, совместных игр, забивается куда-нибудь в уголок и там, в одиночестве, занимается какой-нибудь тихой игрой. Выступить на утреннике, прочитать стихотворение, стать даже на короткое время центром всеобщего внимания для такого ребенка – непосильная задача.
 При этом застенчивого ребенка следует отличать от замкнутого, самодостаточного. Последнему общение не слишком и требуется – ему просто больше нравится уединение или игры с одним – двумя сверстниками. Такие дети уже по своему врожденному темпераменту склонны к вдумчивым, познавательным занятиям. При необходимости эти юные «исследователи» без всякого стеснения обращаются к взрослым и детям за помощью, советом, принимают участие в играх, выступают как «солисты».
 Застенчивый ребенок на самом деле, как раз испытывает большую потребность в общении, ему интересны и дети, и взрослые. Но это желание вступает в конфликт с его страхом показаться смешным, неловким, проиграть во мнении окружающих. Таким образом, получается, что его самооценка достаточно высока, а застенчивость происходит из боязни снижения этой самооценки в результате «общественного неодобрения». Выходит, мнение такого ребенка о себе сильно зависит от мнения о нем остальных…
 Без сомнения, застенчивость в дошкольном возрасте, если ее не преодолеть с помощью взрослых (а самостоятельно ребенок не может с ней справиться), позже доставит немало проблем и подрастающему человеку, и людям, с ним контактирующим. При социализации в «переходном возрасте» застенчивый с детства ребенок иногда склонен к импульсивным, необдуманным действиям, часто имеющим далеко идущие последствия и даже вызывающим противостояние с законом.
 Первоочередная роль в преодолении застенчивости у детей должна принадлежать, конечно, родителям или воспитателям ребенка. Ему необходимо крайне деликатное обращение; насильственное вовлечение его в «массовые мероприятия» - недопустимо. Прежде всего, как советуют психологи, нужно выявить круг интересов ребенка, не связанных с его постоянным сравниванием себя и других, с его озабоченностью отношением к себе чужих людей. В рамках этих интересов ребенку можно предоставить свободу действий, в разумных пределах. Так его психологическая сконцентрированность на самом себе перейдет во внимание к делу, которое его занимает; позже – расширит круг его общения со сверстниками, имеющими такие же интересы. Немаловажно также, чтобы он как можно чаще был свидетелем игр, не требующих большой сноровки, в которых и сам бы мог принять участие. Незаметно для себя ребенок окажется втянутым в игру и преодолеет таким образом свою «неконтактность».
 Не следует постоянно одергивать ребенка, делать ему замечания, говорить, какой он плохой, приводя в пример других детей. Именно от такого «воспитания», по большей части, и происходит застенчивость…
 Своевременное избавление от застенчивости обеспечит ребенку в будущем нормальное развитие и успешную интеграцию в социум.

***

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Back to top